На конкурс пожар

Противопожарный сюжетУчебный год начался. Как лень-то было приниматься за работу - кто бы знал! А пошла в детский сад, в школу - дети рады, здороваются, после лета какие-то совсем другие, но всё те же. И я в душе поняла –да! Работать пора, отпуск-это хорошо, но  по работе я ,оказывается, изрядно соскучилась. Так что - вперёд, берём быка за рога.

С чего начинаются занятия? - конечно с инструктажа по технике безопасности. Дело полезное, только вот, как и  обычно  наше обучение – в основном  умозрительное. Я спрашиваю: как надо переходить  через дорогу? Дети  правильно отвечают: по зебре. И всё это мы обговариваем словами - в классе. Ну, ладно, надеюсь, что-то и практически в головах остаётся, и на улице они тоже по зебре пойдут.

Еще обязательно говорим про пожарную безопасность. Тоже, конечно, на словах, разговоры-разговоры… Впрочем, некоторые дети восхитили меня: вынули ватно-марлевые повязки из рюкзаков и важно так примерили - они готовы к испытаниям. Но, пусть лучше не будет испытаний.

Я сама лично пожар видела три раза за мою жизнь. Один я же и устроила, когда на 9 лет мне подарили целлулоидного  поросёнка-погремушку, я решила прожечь в нём дыру. Спичкой. Вот уж я не ожидала, что поросёнок вспыхнет весь и большим пламенем! Я сразу закричала и бросила горящую игрушку на пол - моментально загорелся ковёр, и огонь пошёл вверх по скатерти. Прибежали из кухни мама и бабушка и залили и затоптали возгорание.Чёрные пузырящиеся  проплешины на полу так и не удавалось потом нормально закрасить, а так обошлось. Выводов я никаких не сделала и так и считала, что это поросёнок был неправильный, а не то, что я зря спичками баловалась.

Второй пожар был в нашем доме. Среди ночи раздался ужасающий длинный, страшный звонок в дверь, вся семья вскочила  и нам было приказано немедленно выходить на улицу: горела квартира под нами. Сосед, как потом выяснилось, заснул на диване с сигаретой. Мы схватили что под руки попалось и выбежали. Пожарная машина стояла, но в окна горящей квартиры (на четвёртом этаже) никто не залезал: пожарные выломали дверь и тушили так. С улицы вообще не было видно,  что что-то происходит в доме.

И ещё один пожар я видела в деревне. Мы гуляли по лугам и увидели столб дыма. Как заправские зеваки, мы ринулись туда: горела изба. Пожарные, прибывшие на двух машинах, усиленно поливали стены соседних изб: ту, которая уже пылала столбом тушить и не пытались. Горело долго. Знаете песню: дом горит-горит-горит, а народ кругом стоит, рассуждает меж собой: «Догорит, пойдём домой!». Вот так всё и было: зрители приходили, уходили. Кто-то сходил, пообедал, вернулся под конец зрелища. Под вечер из обгорелых развалин вынесли и увезли два превратившихся в головёшки тела.   Вот такие пожары, которые я видела сама, и дай бог, чтобы больше не довелось.

А к чему я вам эти свои воспоминания рассказываю? А к тому, что ежегодно и в детских садах и в школах проводятся конкурсы рисунков по пожарной безопасности. И дети рисуют про пожары, которых они не видали (и не надо бы).

Если учеников спросить, от чего бывают пожары, то почти все ответят: от спичек. Хорошо, говорю, я вот с утра в карман положила коробок со спичками и ни разу ещё не возгорелось. И вот мы опять идём по кругу: спички плохи не сами по себе, а они не игрушка, ими баловаться нельзя. Если после всей этой говорильни спросить детей - что они  нарисуют на конкурс, то опять же ответы будут бездумно-шаблонными:

1)Нарисовать горящий дом, пожарную машину, пожарного с шлангом.

(А на картинке многоэтажный дом будет одиноко выситься среди поля, рядом гигантская пожарная машина и один пожарный. Больше - никого).

2)Перечёркнутую жирным красным крестом дымящуюся сигарету.

3)Нарисовать костёр в лесу и ребёнка около него.

Узнаёте сюжеты? Из года в год дети рисуют одно и то же. Если посмотреть в интернет - детские картинки в основном  именно таковы. Ну, иногда дом горит, а пожарный выносит на руках из огня ребёнка. Если учесть, что дети реально пожаров, как правило, не видали, то конкурс противопожарных картинок сводится в основном к приблизительному воспроизведению ранее виденных плакатов, нарисованных взрослыми. А изображают эти плакаты что? - а то, что делать НЕ НАДО.

А наша задача какая? - научить правильному поведению в экстремальной ситуации. Если произошло возгорание - надо спокойно без паники покинуть помещение, если есть ещё дети (младшие братья-сёстры), их надо взять с собой, животных тоже. Надо оповестить взрослых (соседей, прохожих), если есть телефон, позвонить 01.

Если возгорание на улице - опять же звонить и искать взрослых, чтобы они приняли меры.

Очень сомневаюсь, что дети могут теоретически понять, как действовать огнетушителем, но лекцию прочесть надо. (Если поняли, то можно нарисовать именно как дети тренируются с огнетушителем. Не тушат пожар, а под руководством взрослых осваивают средства тушения огня).

Если возгорание в школе или детском саду - без паники построиться и эвакуироваться под руководством учительницы. Рот и нос защитить повязкой или любой тканью, смоченной водой. При передвижении по коридорам здания соблюдать дисциплину. Спускаться по лестницам строем. (Вот нарисуйте-ка  колонну детей, идущих в дыму за учительницей и прикрывающих рот и нос  повязками.)

Если видишь, что малыш добрался до спичек, надо отобрать у него спички и – что с ними сделать? Ученики отвечают: выбросить в мусорку!... А вот этого делать НЕ НАДО: малыш сейчас же достанет оттуда коробок, не надо прятать спички на шкаф: малыш поставит стул на стол и залезет. Спички надо отдать родителям. Именно они пусть и думают, куда и как  прятать спички. Так вот именно это и надо рисовать - правильное поведение. Не то, как дети баловались и добаловались, а то, как они ведут себя разумно и ответственно и пресекают неправильное поведение других.

Не надо поважать рисовать выручательных огнеборцев, выносящих детей из пожара. Это сваливание ответственности: наше дело зажигать, а они потушат и спасут.

Не то как загорелось, а как предотвратить пожар: чинить сломанный утюг, сообщать о запахе газа, готовить правильно площадку для костра и заливать огонь после пикника.

Не факт, что такие превентивные картинки получат призовые места, но морально они правильнее ,чем драматические полотна изображающие буйство пламени и детей, мечущихся со спичками в руках.

О! Чуть не забыла! Очень не советую поощрять идею рисовать всяких зверей, которые там баловались: ну щеночек в штанишках со спичками в лапках и слон в каске-тушит эти дела из хобота. Это опять же перекладывание ответственности, причём на виртуальных зверушек. Это создаёт впечатление, что всё это игра и может случаться только в иных сказочных измерениях.

Ну вот, товарищи, мы с вами поговорили о технике пожарной безопасности в свете изобразительного искусства и  обязательного участия в конкурсах рисунков на тему. Так и давайте учить детей так, чтобы рисовали они именно безопасность, а не то как можно устроить замечательный пожар.

А какой у вас опыт участия в конкурсах этой тематики?

Своими соображениями по теме пожарной безопасности в картинках с вами поделилась Марина Новикова.

Читайте ещё:

Про личный пример в обучении технике безопасности


Метки: детские творческие конкурсы

Читайте также:

Google+

Марина Новикова

Источник: http://handykids.ru/pro-konkursy-risunkov-po-pozharnoj-bezopasnosti/



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

» Конкурс на лучшую открытку Заповедная природа Проза великой отечественной 2000

На конкурс пожар На конкурс пожар На конкурс пожар На конкурс пожар На конкурс пожар На конкурс пожар На конкурс пожар